Техническое обслуживание – это комплекс мер по обеспечению исправного состояния и работоспособности какого-либо оборудования, механизма или агрегата. Системы противопожарной защиты, как любое другое устройство, не являются исключением и тоже нуждаются в периодическом проведении ТО.
В ходе техобслуживания специалисты проверяют исправность системы и ее элементов, а также их соответствие определенным требованиям. Например, любой автолюбитель знает, что техническое обслуживание машины проводится, когда автомобиль достигает определенных показателей по пробегу или времени эксплуатации.
В чем заключаются задачи обслуживания пожарной сигнализации?
Система пожарной безопасности определяет наличие на объекте возгорания, задымления или значительного повышения температуры. При срабатывании она запускает сразу несколько процессов: оповещения о пожаре и необходимости эвакуации, тушение огня. Ее стабильная работа нужна для защиты здания, имущества и людей, поэтому крайне важно своевременно проводить ее сервисное обслуживание во избежание опасных инцидентов.
Обслуживание пожарной сигнализации нацелено на следующее:
- поиск неисправностей сигнализации в целом, а также ее отдельных элементов, узлов, программного обеспечения,
- исследование контрольных показателей в соответствии с существующей документацией,
- определение, возможно ли дальнейшее использование оборудования, особенно если истекла его гарантия,
- составление списка работ по ремонту и замене оборудования.
Какие бывают виды технического обслуживания?
Устройства, из которых складывается система пожарной безопасности, взаимосвязаны. Каждое из них выполняет свою функцию и влияет на общие характеристики защиты. По этой причине ТО пожарной сигнализации подразумевает комплексную проверку всех элементов, коммуникаций, средств контроля и управления. Если возникает необходимость, можно проводить диагностику отдельных устройств и узлов в качестве профилактических мер. Особенно это актуально для сложных механизмов на крупных объектах.
В целом техническое обслуживание бывает следующих типов:
- гарантийное – действует около двух лет после монтажа сигнализации и предусматривает бесплатный комплекс основных мероприятий, которые призваны поддержать работоспособность всех устройств,
- постгарантийное – когда гарантия истекает, можно ее продлить или заключить договор на периодическую плановую диагностику,
- плановое и внеплановое – осуществляется в установленные сроки или по мере необходимости.
У кого есть право проводить ТО пожарной сигнализации?
За установку, пуско-наладочные работы, ремонт и меры по поддержанию работоспособности механизма могут отвечать лишь те организации, у которых есть соответствующая лицензия на данный вид деятельности. Получить лицензию компания может в уполномоченных органах МЧС. Сотрудничать с фирмой, у которой нет разрешения на такую работу – большой риск. Это может грозить крупным штрафом, если госпожарнадзор приедет на объект с инспекцией, а также более печальными последствиями.
Какие документы понадобятся, чтобы провести техобслуживание?
Для гарантийного, постгарантийного, планового и внепланового ТО необходимо подготовить следующие документы:
- проектную документацию на все устройства,
- техническую и эксплуатационную документацию от производителя,
- материалы по контролю за работой системы,
- информацию о срабатывании датчиков,
- отчеты по проверкам, которые проводились ранее,
- отчеты с проверок МЧС,
- сертификаты на оборудование.
Как проходит техобслуживание системы пожарной сигнализации?
Техобслуживание противопожарного оборудования включает в себя несколько этапов:
- специалисты визуально осматривают все узлы и устройства, чтобы исключить их видимые повреждения и износ,
- проверяется программное обеспечение, которое отвечает за исправную работу системы, а также контролирует и управляет всеми противопожарными операциями,
- установка обновлений ПО, сброс настроек при необходимости,
- проверка исправности отдельных элементов, а также определение их запаса прочности,
- осмотр механизмов активации противопожарных мероприятий,
- измерение параметров электроснабжения блока питания,
- чистка всех узлов, датчиков и шлейфов,
- ремонт и замена соединений и деталей, которые вышли из строя,
- составление протокола по результатам ТО, а также акта, в котором перечисляются все выполненные работы и проведенные замены,
- составление полного отчета для заказчика, в котором сообщается о состоянии противопожарной системы, даются рекомендации о ее улучшении,
- заполнение журнала учета ТО.