Захламлённость или недоступность аварийных выходов могут, в случае необходимости немедленной эвакуации, привести к большой беде. Поэтому разработка мер пожарной безопасности в школах должна вестись со всей серьёзностью, причём, с обучением не только учеников, но и преподавательского состава.
Требования
Как правило, в последние дни августа создаётся специальная комиссия, которая оценивает, насколько противопожарная безопасность в учебном заведении соответствует установленным требованиям. Основные уложения таковы:
- школьный двор должен быть сухим, чистым, свободным от сухой листвы и строительного мусора;
- разжигание костров и проведение работ с использованием открытого огня рядом со школой исключается;
- это же самое относится к курению внутри школы и на прилегающей территории;
- в случае необходимости спецтехника для тушения пожара должна подъезжать к зданию беспрепятственно;
- ученики младших классов в многоэтажных зданиях должны заниматься не выше второго этажа;
- выходы для эвакуации должны сопровождаться соответствующими указательными знаками, путь к ним – обозначен на каждом этаже;
- мебель не должна загромождать эти выходы;
- все замки дверей должны свободно открываться;
- огнетушители предписывается размещать на каждом этаже.
Наличие звуковой тревожной сигнализации обязательно, причём, она должна периодически проверяться.
Противопожарное обучение сотрудников школы
В современной школе занимаются до 1500 учеников, а то и больше. Соответственно, возрастает, и число работников учебного заведения. Каждый из них должен пройти вводный инструктаж по противопожарной безопасности. Он проводится в следующих случаях:
- при поступлении на работу;
- при смене должностных обязанностей;
- перед командировкой в другую смежную организацию.
Как правило, такой инструктаж проводит либо непосредственно директор школы, либо ответственный за противопожарную безопасность. Информация об этом заносится в специальный журнал, где расписывается и инструктор, и человек, который прошёл инструктаж.
После этого процедура повторяется ежегодно. В случае изменений противопожарных требований на законодательном уровне сотрудники знакомятся с ними по мере их появления.
Ежегодно необходимо проводить тренировочные учения, где отрабатываются и демонстрируются действия учителей во время пожара. Объявляется учебная тревога, во время которой педагог обязан быстро и организованно вывести школьников на улицу.
ВАЖНО! Личные вещи детей при этом оставляются в кабинете, а учитель должен иметь с собой аптечку.
Ещё полагается иметь при себе полный список присутствующих в этот день на уроке детей или классный журнал.
Если учебная эвакуация была произведена медленно или с нарушениями, виновные в этом сотрудники должны пройти соответствующую переаттестацию.
Обучение школьников
За прошлый год в массовых пожарах погибло около 300 детей. Конечно, не все трагедии случались в школах. Но если ребёнок научился в школе основам пожарной безопасности, он не растеряется при возгорании в любом месте.
Обычно эти основы преподаются в рамках дисциплины ОБЖ с учётом возрастных особенностей учеников.
При этом не нужно ограничиваться только преподаванием. В младших классах, например, можно разучить стихи про то, как «лисички взяли спички», это будет и интересно, и познавательно. Ученики начальных классов должны знать, из-за чего происходят пожары, и то, что при обнаружении огня нужно немедленно сообщить об этом взрослым.
Ученики средних классов должны отличать легковоспламеняющиеся и подверженные горению вещества, уметь пользоваться огнетушителем и электрическими приборами.
Старшеклассники должны уже иметь практические навыки борьбы с огнём, уметь помогать педагогическому составу в быстрой эвакуации учеников младших классов, быстро и результативно применять огнетушители, если это понадобится.
Общешкольные мероприятия
Ежегодно рекомендуется проводить лектории по противопожарной безопасности, тематические недели, викторины на эту тему. Намного эффективнее некоторых лекций становятся школьные спектакли на «пожарную» тему.
Эффективными бывают и внешкольные мероприятия: музейные экскурсии, просмотр соответствующих кинофильмов и театральных постановок. После их посещения можно задать школьником сочинение с рассказом об увиденном и услышанном. Полезным будет и коллективное обсуждение кинофильма или спектакля.
Уголок пожарной безопасности
Однако помнить о возможности и предотвращении пожара нужно не раз в год, а постоянно. Причём, не только учащимся, но и учителям. Для ежедневного напоминания важности проблемы рекомендуется оборудовать в школе на видном месте уголок пожарной безопасности.
Как правило, это стенд с рисунками, методичками, плакатами, их могут нарисовать сами ученики. Важно, чтобы информация подавалась не казённо, скучно, а в простой, но интересной форме.
Лучше, конечно, чтобы воочию с пожарами дети и учителя никогда не сталкивались. Но быть готовыми к тревожной ситуации нужно. Как и уметь их предотвращать.